Интернет-магазин православного подарка Сретение +7 499 954 84 48 +7 903 594 27 50 Москва
Рождественский бульвар д.16, стр. 2
Промокод
Круглосуточно
круглосуточно Заказать звонок
Круглосуточно
—   круглосуточно
Заказать звонок Вход
Корзина
Уважаемые посетители, в каталоге представлен не весь ассортимент. Не нашли что искали? 8 495 150 19 06
Введение во храм
Пресвятой Богородицы:
00
дней
00
часов
00
минут
27 Февраля 2017

О календаре и богослужениях Великого поста

Первая седмица Великого поста выделяется своей строгостью. И особым путеводительством к сокрушению душевному, основное содержание которого дает Покаянный канон святого Андрея, архиепископа Критского. Первые четыре дня поста на повечерии (вечернем богослужении) канон читается по частям. Это не только невероятно возвышенная молитва, но и красивейшее гимнографическое произведение.

В среду и пятницу первой седмицы (и в последующие среды и пятницы Великого поста) служится и особая Литургия – Преждеосвященных Даров.

Завершается первая седмица (неделя) воскресением, носящим название "Торжество Православия" (икона праздника - на фото слева). В этот день служится специальный "Чин Православия" и воспоминается победа Православной Церкви над еретическими учениями, терзавшими Церковь почти тысячу лет. Установлено празднование было в первой половине IX в. в Византии.

Следующее воскресенье Великого поста – память святителя Григория Паламы, жившего в XIVв. Он стал пламенным защитником православного вероучения от ереси калабрийского монаха Варлаама, который считал, что человек не может ни молитвой, ни постом, ни другими духовными подвигами достичь озарения фаворским светом.

Третья неделя святой Четыредесятницы – неделя Крестопоклонная. На вечернем субботнем богослужении крест выносится на середину храма и полагается верующим для поклонения. Это уже середина поста.

На четвертой неделе, предуготовившись покаянием, смирением, верующие вспоминают преподобного монаха Иоанна Лествичника и его "Лествицу добродетелей". По этой лестнице (или "лествице" по-церковнославянски) человек может совершенствоваться, восходя к Богу.

И одним из первых таких возможных подвигов является почитание Богослужения. В четверг пятой седмицы на утрени (на практике в среду вечером) читают полностью Великий канон Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Из-за длительности и особого покаянного настроя часто это богослужение называется "Мариино стояние".

В четверг утром, ради чтения Великого канона, совершается литургия Преждеосвященных Даров, а колокольный звон бывает в "красныя", то есть не великопостный.

Пятая седмица являет и еще одну уникальную службу - "Похвалу Пресвятой Богородицы", за которой читается Акафист Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия врагов в VII в. Так как эта служба происходит в субботу (на практике акафист читается вечером в пятницу), то еще она называется "Суббота акафиста".

Завершается пятая неделя прославлением преподобной Марии Египетской, жившей в V в. и сумевшей силой покаяния подняться из бездны греховного падения и стать великой святой.

Следующая – шестая – седмица заканчивает Великий пост. В пятницу этой седмицы на богослужении в одной из стихир поется: "Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче".

Следующие два дня – суббота и воскресение шестой седмицы – являются торжественными, но и переходными от святой Четыредесятницы к Страстной седмице.

В субботу воспоминается чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, а в воскресенье – Вход Господень в Иерусалим. Эти дни - великое торжество прихода Господа в Иерусалим, сделанное таковым жителям города, и прообраз воскресения, явленный в чуде Спасителя по отношению к Лазарю. Церковь особо молится в эти дни. Совершается Литургия Иоанна Златоуста, чего в Великой пост не было, благословляется большое послабление на трапезе.

Но эти торжественные и чудесные дни сменяются совершено иными. Они сменяются днями скорби, днями Страстной седмицы. По окончании которых уже виден рассвет величайшей Победы – Победы Господа Иисуса Христа над смертью, Победы надежды на спасения и любви Бога к человеку. 

"Цель нашего путешествия — встреча с воскресшим Христом" (митрополит Антоний (Сурожский))



Возврат к списку