Интернет-магазин православного подарка Сретение +7 499 954 84 48 +7 903 594 27 50 Москва
Рождественский бульвар д.16, стр. 2
Промокод
Круглосуточно
круглосуточно Заказать звонок
Круглосуточно
—   круглосуточно
Заказать звонок Вход
Корзина
Уважаемые посетители, в каталоге представлен не весь ассортимент. Не нашли что искали? 8 495 150 19 06
Введение во храм
Пресвятой Богородицы:
00
дней
00
часов
00
минут
25 Марта 2016

О молитве святого Ефрема Сирина

Эта молитва начинает возноситься в Церкви еще до Великого поста, читается практически на всех богослужениях святой Четыредесятницы, а заканчивается ее чтение уже за Великим постом - на Страстную среду. Эту молитву и воспринимают зачастую, как одну из главных великопостных составляющих.

Это молитва святого Ефрема Сирина. Священник в полутемном храме выходит из диаконской двери, подходит к Царским вратам и тихим, но твердым голосом начинает говорить:

- Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

После чего кладет земной - то есть вставая на колени - поклон. И с ним все могущие это сделать прихожане.

- Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

И снова земной поклон.

- Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

И опять коленопреклонение.

После этого священник 11 раз повторяет: "Боже, очисти мя грешнаго!". И делает поясной поклон, а за ним повторяют и верующие, прося у Господа прощения за свои грехи. Затем батюшка произносит: "Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя!" и делает еще один поясной поклон.

В завершении священник читает молитву Ефрема Сирина целиком - все вышеприведенные три части вместе - и вновь делает земной поклон.

И так весь Великий пост - день за днем, служба за службой с перерывами на субботу, воскресенье и праздник Благовещения, если он приходится на будние дни, когда молитва Ефрема Сирина не читается.

Почему же она произносится именно в святую Четыредесятницу?

Ответ на этот вопрос - в самом вопросе. Едва услышав ее и повторив вместе со священником, православный христианин сразу познает ответ. Может быть, рассказать о нем и сложно, может, ответ ясен только в сердце, а, может, нужен не один час, чтобы об этом поведать. Очевидно лишь одно - неразрывная связь между Великим постом и этой тихой, но могучей молитвой. И время тут не играет роли.

Слова русского человека XIX века:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Все чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Эти давно ставшие знаменитыми строки принадлежат перу Александра Пушкина.

А вот слова русского человека XX века:

"Почему этой молитве Святая Церковь уделяет такое необычно видное место в богослужении, почему так много раз повторяется она во время всех великопостных богослужений? Не без особой причины – чувствуете сами сердцем вашим, в чем причина – эта молитва проникает в сердце, как никакая другая, вы чувствуете особую, исключительную, божественную силу ее. Отчего это? Оттого, что излилась она из сердца совершенно очищенного, совершенного, святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Поэтому такая власть, такое таинственное действие на сердце христианское этой удивительной молитвы".

Автор этих размышлений видел сердце человека не только тайными очами души, но и очами телесными. Это великий врач и подвижник святитель Лука Крымский.

О молитве святого Ефрема Сирина - русский человек XXI века, протоиерей Артемий Владимиров:

"Когда мы, взяв корзину, заполненную илом или землею, начинаем регулярно промывать ее ключевой водой, мало-помалу через отверстия в корзине уходит прах, нечистота - и вот уж перед нами чистая тара. Таково и наше сердце. Если мы постоянно промываем душу словами «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему», Бог Своею благодатью очищает наше сердце".

И если речь зашла о русских людях, то вот так эта молитва выглядит на русском языке:

Господи и Владыка жизни моей, не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего, ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Эту молитву диакон Ефрем, родом сириец, написал, по преданию в IV в. Это был чрезвычайно одаренный человек, имевший смиренный нрав и огромное трудолюбие. Он попадал в тюрьму по ложному обвинению, но смирялся, делая вывод, что это за прошлые проступки. Он был призываем святителем Василием Великим, удивлявшимся его учености, к пресвитерскому сану, а народом - к епископству, но в одном случае отказался, в другом - буквально бежал по смирению своему. Он оставил, по историческим свидетельствам, более тысячи трудов, которые переводились на другие языки еще при его жизни. Он умел объяснять серьезные вещи посредством абсолютно разных форматов. Пишут, что авторитет преподобного был столь высок, что его творения читались в храмах сразу вслед за Библией. И среди большого наследия святого Ефрема именно эта молитва вошла в особый богослужебный канон.


Возврат к списку