Интернет-магазин православного подарка Сретение +7 499 954 84 48 +7 903 594 27 50 Москва
Рождественский бульвар д.16, стр. 2
Промокод
Круглосуточно
круглосуточно Заказать звонок
Круглосуточно
—   круглосуточно
Заказать звонок Вход
Корзина
Уважаемые посетители, в каталоге представлен не весь ассортимент. Не нашли что искали? 8 495 150 19 06
Введение во храм
Пресвятой Богородицы:
00
дней
00
часов
00
минут
4 Апреля 2017

О Страстной седмице

Страстная седмица названа так потому, что посвящена воспоминаниям страстей – страданий - Господа Иисуса Христа, Его крестной смерти. Первые дни седмицы - дни продолжительных Богослужений. Евангельская история повествует о том, как Спаситель дни после Своего вхождения во Иерусалим проводил в храме, уча народ. В знак этого в первые три дня Страстной седмицы на часах прочитывается все Четвероевангелие. Слова и смыслы бесед Господа раскрываются в песнопениях и молитвах. 

Наступает вечер среды, богослужения становятся особенными, ибо приходит время особенных дней.

В Великую среду воспоминается страшное событие - предательство Иуды. 

На следующий день – в Великий четверг (Великий четверток) – Церковь рассказывает, как Господь на Тайной Вечери беседовал с учениками, умывал им ноги и установил Таинство причащения. В этот день в память о тех событиях, которые вновь и вновь происходят в литургическом измерении, верующие стремятся причаститься. 

И вот приходит вечер четверга – канун Великой пятницы. Своим поцелуем Иуда указывает стражникам Господа. Тогда же в Гефсиманском саду в ночи и свете факелов Спаситель исцеляет одного из пришедших Его арестовывать воинов. Ибо тот пострадал от стремившегося защитить Спасителя апостола Петра. И уже спустя совсем немного времени Петр отрекается от Христа и тут же начинает каяться. Первосвященники выносят приговор Невинному. Понтий Пилат испрашивает иудеев, кого им отпустить – Христа или Варавву? И пришедшие сделать выбор иудеи кричат: «Варавву!»

Эти печальные, страшные и исполненные великим Божественным смирением события воспоминаются в 12 евангельских чтениях на вечерней службе четверга.

Далее наступает Великая пятница (Великий пяток) – Господь принимает крестную смерть. Его Пречистая Матерь стоит у Креста, Ей усыновил Господь апостола Иоанна. Верные ученики снимают Тело Господне, оборачивают Его пеленой – плащаницей - и погребают во гробе в Гефсиманском саду. В память об этом происходит вынос плащаницы (изображения Иисуса Христа во гробе), вечером служится чин погребения. 

«И в нашей православной службе, в наших песнопениях Жертва Христова предстает во всем ее величии. И поэтому, когда в Великую пятницу после проповеди, прихожане подходят прикладываться к плащанице, у многих в глазах стоят слезы. Великую пользу для души можно получить, если посещать богослужения страстной седмицы. Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения, все эти службы наполняют душу особыми чувствами, и молясь за богослужениями страстной седмицы, с особой радостью встречаешь и Пасху Христову. Ведь вся святая четыредесятница лишь готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе», - пишет священник Павел Гумеров.

В этот день литургии нет, по возможности, многие верующие до окончания службы субботу не вкушают пищи. 

Но вот наступает и Великая суббота. Плащаница лежит в центре храма, на вечерне читаются 15 паремий – раньше это было время крещения большого числа людей. Для них поется и «Елицы во Христа крестистеся…»
Богослужение Великой субботы – словно линия рассвета, камень у пещеры, отделяющие смерть Христа от Его Воскресения. И белое облачение священника из погребального становится лучезарным. 

Еще поется «Да молчит всякая плоть человеча…», но Господь уже победил ад, и с Ним в открытые райские врата входят ветхозаветные праведники. 

Словно квинтэссенции субботнего богослужения молитвенное пение, соединившее скорбь и грядущую радость: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына. Восстану бо, и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия» (Не рыдай обо Мне, Матерь, видя Меня во гробе – Сына, Которого Ты бессеменно зачала. Ибо я воскресну и прославлюсь и как Бог вознесу со славою тех, кто непрестанно с верой и любовью Тебя величает).

После службы наступает благоговейная тишина, сосредоточение. Верующие несут на освящение праздничную трапезу, прикладываются к плащанице, молитвенно готовятся к Торжеству. 

И ближе к полуночи начинается неторопливый, редкий благовест возвещающий о начале Полунощницы. На ней плащаница уносится в алтарь. Врата открываются, словно камень отвален от гроба, и верующие путем жен-мироносиц уже торопятся возвестить всему миру: «Христос воскресе»!


Возврат к списку