Интернет-магазин православного подарка Сретение +7 499 954 84 48 +7 903 594 27 50 Москва
Рождественский бульвар д.16, стр. 2
Промокод
Круглосуточно
круглосуточно Заказать звонок
Круглосуточно
—   круглосуточно
Заказать звонок Вход
Корзина
Уважаемые посетители, в каталоге представлен не весь ассортимент. Не нашли что искали? 8 495 150 19 06
Введение во храм
Пресвятой Богородицы:
00
дней
00
часов
00
минут
22 Февраля 2017

"Время поста приятного..."

27 февраля начинается Святая Четыредесятница – Великий пост. Его продолжительность составляет 40 дней или пять полных недель и еще пять дней. По окончании этого времени Церковь воспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря Господом Иисусом Христом, Вход Господень во Иерусалим (Неделя ваий) и дни страданий и крестной смерти Спасителя, которые также называются Страстной Седмицей. Итого длительность Святой Четыредесятницы и Страстной Седмицы, т.е. непосредственно поста, составляет 48 дней. Заканчиваются они величайшим торжеством и "Праздником праздников"– Светлым Христовым Воскресением.

С самого своего появления Великий пост – это именно время подготовки к достойной встречи Христа Воскресшего. Его разная изначальная продолжительность стала к концу IV – началу V в. равняться 40 дням, так как именно столько дней Иисус Христос постился Сам после Крещения, столько же соблюдали пост ветхозаветные праведник перед важными свершениями, например, Моисей и Илия.

А окончательно важность и обязательность соблюдения Великого поста была зафиксирована в самом конце IV в. 69-м Апостольским правилом.

Особое отличие Великого поста от других постов закреплено и в строгости воздержания, и в богослужении.

В период поста не едят мясные и молочные продукты, а также яйца, почти во все дни запрещено употребление рыбы (за исключением праздников: Входа Господня во Иерусалим и Благовещения Пресвятой Богородицы). Но индивидуальная мера поста по необходимости может или даже иногда должна быть обсуждена со священником, ибо, по слову святителя Василия Великого "воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть речи, и обращение, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества".

По принятому уставу в первые два дня и утро среды – до окончания Литургии - вообще не положено вкушать пищу. Такое же строгое ограничение есть и в Страстную Пятницу (до окончания Литургии Страстной Субботы). Небольшое послабление в постной пище, как правило, бывает в большие праздники (прежде всего, в престольные – дни почитания икон Богородицы или святых, в честь которых освящены престол или престолы в храме), субботу и воскресение, а в Лазареву субботу можно есть рыбную икру.

Богослужебных особенностей Великого поста гораздо больше. Начинаются он еще с вечера воскресенья перед постом, которое также называется Прощенным. На вечерне совершается Чин прощения – под слова покаянных песнопений верующие просят друг у друга прощения. Особую трогательность этому чину придает исторический контекст - в древние времена египетские монахи после этого уходили на продолжение всей Святой Четыредесятницы в пустыню в уединение, чтобы встретиться уже только в Неделю ваий.

Еще одна особенность великопостного богослужения является служение Литургии в будние дни лишь в среду и пятницу, причем, только Литургии Преждеосвященных Даров. Ее особенность в том, что на ней нет Евхаристии, а совершается она вместе с вечерней. Появление такого богослужения в дни Великого поста связано с милосердием Церкви. VI Вселенский Собор 52-м правилом утвердил, чтобы не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии, но при этом не лишать верующих приобщения Святых Даров, повсеместное совершение литургии Преждеосвященных Даров в дни Святой Четыредесятницы.

Помимо вышеупомянутых дней Литургия Преждеосвященных Даров служится в другие будни, если случится престольный праздник, а также в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы.

В субботы же и воскресенья, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, служится Литургия святителя Василия Великого.

Важнейшей особенностью великопостного богослужения является молитва святого Ефрема Сирина. Эта исполненная покаяния и смирения молитва читается практически на всех богослужениях Святой Четыредесятницы, а заканчивается в Страстную Среду.

Звучит она так: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Сопровождается чтение молитвы коленопреклонением (подробнее о молитве святого Ефрема Сирина >>>).

В первые четыре дня Великого поста полностью прочитывается Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Еще раз он читается в пятую неделю (седмицу) Святой Четыредесятницы, но уже за одно богослужение целиком.

Чувство покаяния отражается и в облачении Великого поста – оно в храме черное или темное, свечи, паникадила горят не во всей полноте, священнослужители лишь в субботы и воскресенья во время службы облачаются не в черное, но и то в темно-фиолетовое.

И этот покаянный настрой, более длительное богослужение, различные строгие ограничения призваны дать очищение человеку и его душе: "Что делает пост? Врачует болезни, иссушает мокроту, прогоняет демонов, истребляет лукавые помыслы, соделывает сердце чистым". Это слова святителя Афанасия Великого.

А вот совет святителя Иоанна Златоуста: "Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния".

Поэтому Великий пост – это, несмотря на ограничения, и великое благо, прежде всего, для самого человека. Ибо, по слову святителя Епифания Кипрского: "Мы постимся не для того, чтобы оказать какое-либо благодеяние пострадавшему за нас Господу, но для того, чтобы усвоить (исповедать) для спасения своего страдание Господне, которое Он благоизволил претерпеть за нас. Таким образом, пост наш будет для Бога благоприятен".

Светлое Христово Воскресение в этом году Церковь празднует 16 апреля.


Возврат к списку