Интернет-магазин православного подарка Сретение +7 499 954 84 48 +7 903 594 27 50 Москва
Рождественский бульвар д.16, стр. 2
Промокод
Круглосуточно
круглосуточно Заказать звонок
Круглосуточно
—   круглосуточно
Заказать звонок Вход
Корзина
Уважаемые посетители, в каталоге представлен не весь ассортимент. Не нашли что искали? 8 495 150 19 06
Введение во храм
Пресвятой Богородицы:
00
дней
00
часов
00
минут
11 Ноября 2016

Икона "Святой великомученик Георгий Победоносец" и победа над змеем

16 ноября по новому стилю – 3 ноября по старому – Православная Церковь празднует день обновления храма великомученика Георгия Победоносца в городе Лидде (Лод, территория совр. Израиля).

Это событие, казалось бы, отдаленное в географической и исторической перспективе от России, тесно связано именно с русской историей. Дело вот в чём…

Святой великомученик Георгий претерпел жестокие мучения в годы гонений императора Диоклетиана. Входивший в военную римскую элиту воин бесстрашно исповедовал себя христианином, и никакие посулы, угрозы и страшные истязания не смогли склонить его к отречению от Христа. После смерти тело великомученика было перенесено в его родной город Лидду, где проживала его мама. Там же в годы царствования равноапостольного Константина был построен храм в честь святого Георгия. Освящение храма произошло, по предания, именно 3 ноября.

С течением времени храм разрушался, но затем вновь был приведен в надлежащий вид. Однако, с XV в. разрушения приняли серьезный характер. К XIX в. от храма неповреждёнными остались только алтарь и гроб великомученика, где христиане продолжали совершать богослужение.

В это время – со второй половины XIX века при Иерусалимском патриархе Кирилле II – внимание к храму было проявлено со стороны России. Стараниями русских жертвователей и русского правительства церковь вновь была отстроена и отреставрирована – с центральным приделом в честь самого великомученику, и левым – в честь Ведения во храм Пресвятой Богородицы.

И в 1872 году также 3 ноября храм был освящен, то есть произошло своеобразное обновление не только храма, но и самого исторического праздника.

Сейчас в храме хранятся "святые узы" - железные кандалы с цепью, в которых, по преданию, великомученик Георгий был прикован в темнице.  А в крипте храма находится кенотаф (памятник или надгробие на могиле, не содержащее останков покойного). Служителями храм на него выливается освященное масло, которым паломники помазывают себя или берут с собой как святыню. Также  в храме есть и частица мощей святого, хранящаяся в серебряном ковчежце.

Одним из знаменательных событий, связанных с именем Георгия Победоносца, является победа святого над змеем. По преданию, это было посмертное чудо великомученика-воина, подтверждающее то, что у Бога все живы, и Бог есть не Бог мертвых, но Бог живых.

Произошло это событие в одном из мест близ Бейрута и места, где некогда родился и сам святой. Там в озере появился змей, пожирающий людей.  Суеверные жители очень боялись его и, чтобы усмирить, выбирали змею жребием жертву из числа юношей и девиц. В итоге дело дошло до дочери правителя. Но, когда она в ужасе ждала появления змея, спасти ее явился воин на белом коне. Он поразил копьем чудовище, а затем и обратил жителей-язычников той местности ко Христу.

Именно это событие в большинстве описано на иконах святого великомученика. Чаще всего копье Георгия Победоносца пронзает змея в пасть, тем самым иконографическом языком высказывается мысль, что святой воин не только  поразил чудовище как таковое, но заградил уста язычеству, поразил змея духовного, змея идолопоклонства.

На многих иконах вокруг святого пишется целая композиция, связанная с событием: город, девица (часто привязанная, принесенная в жертву змею), жители.

В то же время сам Георгий предстает воином небесным, не просто сражающимся, а изначально поражающим, без сомнения побеждающим змея, ибо он благословлен Господом – Его благословляющая десница или сам Образ Иисуса Христа пишется по верху иконы.

Иногда над великомучеником изображается ангел, водружающий на воина венец. Это  своего рода увенчание воинского подвига святого, которого он при жизни совершить не успел, ибо отдал ее за Христа. И потому он поименован Победоносцем, носителем и совершителем побед даже по отшествии от земного жития. 


Возврат к списку