Интернет-магазин православного подарка Сретение +7 499 954 84 48 +7 903 594 27 50 Москва
Рождественский бульвар д.16, стр. 2
Промокод
Круглосуточно
круглосуточно Заказать звонок
Круглосуточно
—   круглосуточно
Заказать звонок Вход
Корзина
Уважаемые посетители, в каталоге представлен не весь ассортимент. Не нашли что искали? 8 495 150 19 06
Введение во храм
Пресвятой Богородицы:
00
дней
00
часов
00
минут
1 Июля 2016

Каким может быть домашний иконостас

"Икона, как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с Преданием записанным и Преданием устным. Почитание икон Спасителя, Богоматери, Ангелов и святых есть догмат христианской веры, сформулированный Седьмым Вселенским Собором, — догмат, который вытекает из основного исповедания Церкви — вочеловечения Сына Божия. Его икона является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения. Поэтому иконы справедливо называются часто "богословием в красках"  

Л. А. Успенский "Богословие иконы Православной Церкви"

Икона – это окно из мира горнего, Небесного, в мир дольний – земной. Если присмотреться, то можно увидеть, что икона имеет обратную перспективу – центром является смотрящий, молящийся, а мир на иконе словно становится шире, "изображенное пространство включается в пространство реальное, между ними нет разрыва… Лица, изображенные на иконе, и лица, предстоящие ей, объединяются в одном пространстве".

Иконы непременно присутствуют в православном храме. Часто они заполняют все пространство церкви, являясь не только отельными, но и собранными в иконостасе, а также в виде росписи стен, колонн и куполов. Присутствуют иконы и в доме. И это показатель благочестия верующего. Перед ними он молится, читает Священное Писание.

Место, где находятся наиболее почитаемые иконы, издавна носит разные названия, среди которых: передний, святой или красный угол. Поэтому это место отделено от быта, как бы выделено из общего пространства дома, создает особый настрой и благоговение.

Если церковный иконостас имеет свои правила построения, то у домашнего такого нет. Однако существует определенная практика, сложившиеся годами традиции, отражающие церковное Предание.

Прежде всего, домашний иконостас должен, желательно, находиться на восточной стороне, так же как и алтарь в храме: "И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11:1)".

В домашнем иконостасе обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Икона Спасителя – это напоминание о любви Божией к людям, это свидетельство Боговоплощения и Спасения, это Образ Божий. Икона Богородицы – это свидетельство великой святости, образ "Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим", удостоившейся полного обожения. Если же говорить вообще о семье как малой церкви, то такие иконы должны быть, что называется, по умолчанию, так как именно эти иконы даруются новобрачным и, следовательно, должны оказаться у них в доме.

Из образов Спасителя особо почитаются иконы "Господь Вседержитель" и "Спас Нерукотворный". Из икон Богородицы в русском народе особо почитаются Владимирский и Казанский образа, иконы "Умиление""Феодоровская", "Семистрельная" и, конечно, другие.

Многие размещают в домашнем иконостасе икону Ангела-Хранителя, своих святых покровителей, особо почитаемых святых.

На Русской Земле среди подвижников почитаются святитель Николай Чудотворец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, пророк Илия, великомученики Георгий Победоносец и целитель Пантелеимон, блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская и другие.

Непростой вопрос – порядок размещения икон. Если в храме последовательность икон имеет свои канонические правила, то в домашних условиях такого, конечно, практически нет. Однако, можно постараться разместить иконы красиво, соблюдая принципы иерархичности. Так на верху иконостаса обычно помещается икона Святой Троицы, Спасителя или Распятие. Если в одном ряду расположены икона Господа и Богородицы, то образ Господа должен быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева. Это соответствует и положения в храмовом иконостасе.

Также обычно для домашнего иконостаса стараются подбирать иконы похожего стиля исполнения. Тут особое внимание нужно уделить иконописным иконам, которые могут различаться в разных иконописных традициях.

Иногда существенное отличие от уже сформированного ряда может иметь чтимая семейная икона. Тогда ее можно сделать центром иконостаса. При этом, если необходимо, провести реставрацию иконы.

Православный человек должен осознавать, что, устраивая домашний иконостас, он, прежде всего, оказывает почитание изображенным на них Господу, Богородицы и святым.

Это почитание выражается, конечно, и в молитве, совершаемой перед образами. Во время молитвы, особенно совместной, перед иконами обычно возжигают лампаду или свечу.

Для обустройства домашнего иконостаса можно использовать и уже созданные иконописные композиции.

"По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною пред св. иконою, например Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, - так что, если вера твоя в присутствие лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут…

Вы смотрите на икону Спасителя и видите, что Он взирает на вас пресветлейшими очами, - это взирание и есть образ того, что Он действительно взирает на вас яснейшими солнца очами Своими и видит все ваши мысли, слышит все ваши сердечные желания и вздохи. Образ - образ и есть, в чертах и знаках он представляет то, что неначертаемо и неозначаемо, а постижимо только верою. Верьте же, что Спаситель всегда на вас призирает и видит вас всех - со всеми вашими думами, скорбями, воздыханиями, со всеми вашими обстоятельствами, как на ладони… Итак, молитесь пред иконою Спасителя, как бы пред Ним Самим, Человеколюбец присущ ей благодатью Своею и очами, на ней написанными, точно взирает на вас…

Чудотворные иконы Божией Матери и других святых научают нас взирать на всякую икону, как на самого того святого или святую, которым молимся, как на живые и собеседующие с нами лица, ибо они близки к нам так же и еще больше, чем иконы, только бы с верою и сердечным расположением мы молились им. Так же о Кресте Животворящем должно говорить. Где крест или крестное знамение, там Христос и сила Его, и спасение Его, только с верою изображай его или поклоняйся ему…Иконы мы держим у себя в домах и поклоняемся им, между прочим, в показание того, что очи Господа Бога и всех небожителей постоянно устремлены на нас и зрят не только все дела наши, но и слова, и помышления, и желания" Праведный Иоанн Кронштадстский


Возврат к списку