Интернет-магазин православного подарка Сретение +7 499 954 84 48 +7 903 594 27 50 Москва
Рождественский бульвар д.16, стр. 2
Промокод
Круглосуточно
круглосуточно Заказать звонок
Круглосуточно
—   круглосуточно
Заказать звонок Вход
Корзина
Уважаемые посетители, в каталоге представлен не весь ассортимент. Не нашли что искали? 8 495 150 19 06
Введение во храм
Пресвятой Богородицы:
00
дней
00
часов
00
минут

Григорий Палама

Святитель Григорий Палама, один из столпов христианского вероучения, родился в конце XIII в. в Малой Азии. Но детство его прошло в Кнстантинополе, где юношу, после смерти отца, воспитывал даже сам император Андроник II Палеолог. Имея блестящие способности к науке и государственной деятельности, Григорий по достижении 20 лет покинул столицу и стал послушником в монастыре Ватопед на Святой горе Афон. Он подвизался под водительством преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и сподобился явления апостола Иоанна Богослова, который обещал ему свое духовное покровительство. Вслед за Григорием его мать и сестры также приняли монашество.

После кончины преподобного Никодима Григорий стал духовным чадом старца Никифора, затем подвизался на разных послушаниях, а позже поселился в отшельнической обители Глоссии. Настоятель обители стал учить инока Григория умной молитве - исихазму. Из-за угрозы нападения врагов святой вместе с братией переселился в Солунь (Фессалоники), где был рукоположен в сан священника. При этом, он пять дней подвизался, как отшельник, а в субботу и воскресенье служил и проповедовал. В 1331 году святой Григорий вновь вернулся на Афон и уединился в скиту святого Саввы. Через два года он был назначен игуменом Есфигменского монастыря, в 1336 году вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами.

В то же время случились громкие события - приехавший в Константинополь из Калабрии ученый монах Варлаам, посетивший Афон и познакомившийся с исихазмом, объявил его еретическим заблуждением. 

Тогда святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, выступил в защиту исихазма. Сначала устно, а затем письменно он изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов", а позже так называемый "Святогорский томос". 

Развязка произошла на Константинопольском Соборе 1341 года. В храме Святой Софии святитель Григорий Палама вступил в спор с Варлаамом. По его итогам 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы. Оно было о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение же Варлаама было осуждено как ересь, а сам он предан анафеме.

Однако, если в богословском споре была поставлена точка, то в политической борьбе сторонники Варлаама одержали временную победу. Патриарх Иоанн XIV Калека, симпатизировавший варлаамитам, отлучил святителя Григория от Церкви в 1344 году, после чего защитник исихазма оказался на три года в тюрьме. Лишь в 1347 году, по восшествии на патриарший престол Иоанна XIV, святитель Григорий был освобожден, а затем возведен в сан архиепископа Солунского. 

В 1351 году Влахернский Собор еще раз засвидетельствовал православность учения святителя Григория. Между тем сам он попал в плен к туркам и целый год вел жизнь пленника. 

За три года до своей кончины святитель Григорий Палама вернулся он в Солунь. Перед его отшествием ко Господу к архиепископу Солунскому явился в видении святитель Иоанн Златоуст. 14 ноября 1359 года, повторяя слова: "В горняя! В горняя!", - святитель Григорий Палама преставился. Через девять лет он был канонизирован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее, составившем житие и службу святителю Григорию.